видео-портал где участники находят свидетелей
Этот крайне циничный и наглый способ вымогательства, именуемый «подстава», как вид преступной деятельности появился на наших, и без того, плохих дорогах в начале 90-х годов, с тех пор, то затухая, то вновь набирая обороты, высасывает деньги из кошельков обычных водителей. ПДД написаны, как и все законы, для законопослушных граждан, и как все законы, имеют достаточно лазеек для аферистов, предоставляя им возможность «подставить» вас соблюдая все правила дорожного движения.
ДТП — как ремесло
Весь смысл этой незатейливой махинации незамысловат и крайне прост: спровоцировать дорожно-транспортное происшествие, подставив свой автомобиль под несильный удар или «притирание», после чего, психологически прессингуя жертву, запугивая её «жестокой расправой» и так далее.., заставить выплатить ущерб за ремонт автомобиля-подставы на месте.
В роли «подставных автомобилей» в большинстве случаев используются подержанные иномарки престижных и дорогих производителей: «Mercedes» S,E — классы, чтобы пустить больше «пыли в глаза» клеятся шильдики, показывающие принадлежность к самым дорогим моделям линейки; «BMW 5-7 series»; «Audi» 100 или А6 и A8 первых лет выпуска; «Volvo» восьмой или девятой серий, кроме того не редки и автомобили марок «Lexus», «Infiniti». Встречаются также «Saab 9000», «Mitsubishi Galant», то есть это автомобили — имиджевая принадлежность которых, заставляет ассоциировать их с чем-то очень дорогим, однако реальная стоимость этих машин может не доходить и до 400-500 тысяч рублей.
Согласитесь, что далеко не всем известно, что десятилетние «BMW 735i» или «Mercedes E-Klasse» в 110-м кузове при достойном и ухоженном внешнем виде могут стоить дешевле нового корейского автомобиля. Опять же благодаря 90-ым годам в сознании многих граждан укоренились мысли, что если по дороге едет иномарка более-менее статусного вида, то скорее всего за рулём едет «браток» или какой-нибудь бандит. С пистолетом под рубашкой и автоматом на сиденье в качестве аргументов для любых переговоров. Поэтому с крепкими ребятами спортивного телосложения, «работающими» на дорогих, престижных автомобилях, никто особо не препирается и в споры не вступает, а безропотно отдают требуемую сумму денег «на ремонт» и уезжают с места аварии, утешаясь мыслью: «…могло быть и ещё хуже».
При этом, снова вопреки застоявшимся мнениям, автоподставлялы не входят в состав «влиятельных и уважаемых» преступных элементов, они лишь «платят за крышу» – их статус в криминальной среде не высок, примерно такой же как у «лохотронщиков» и «барсеточников».
«Престижные автомобили» для дела подбираются на крупных авто-рынках, их ищут среди «подвисших машин», то есть тех, которые по каким-либо причинам не могут выгодно и быстро продать. К этой группе относятся автомобили, у которых проблемы с растаможиванием или другими документами, побывавшие в серьезной аварии и так далее… Подставных машин у такой «бригады» может быть несколько – пока один автомобиль наскоро ремонтируется, другие члены команды «работают» на дороге.
Определить подставлял на дороге, также можно по ряду косвенных примет: это основательно грязные номерные знаки на относительно чистой машине или их отсутствие, компенсированное транзитными номерами; нероссийские номерные знаки, наличие на машине явных следов недавнего ремонта, повреждения кузовных элементов, молдингов и т.п., потертости на левом переднем крыле, и т.п. Целые и неповрежденные машины практически никогда не подставляются по причине не выгодности.
Это весьма доходный и рентабельный бизнес – по некоторым данным, «Мерседес Е-класса» полностью окупает вложенные в себя средства за полгода такой «работы», а водитель может иметь до 10 тысяч долларов в месяц, по другим данным – только за день «бригада подставлял» может иметь доход 10 тысяч долларов и выше.
«Организованные группы»
По данным РУБОП ГУВД, в среднем ежедневно только в Москве инсценировкой дорожно-транспортных происшествий занимаются от 5 до 10 преступных групп, некоторые из которых привлекают к своей преступной деятельности коррумпированных сотрудников ДПС ГИБДД.
«Бригады подставщиков» занимаются своим делом практически круглосуточно, а это значит, что стать их «клиентом» можно в любой момент. Утром многие спешат на работу и зачастую даже больше чем она того требует, и хоть малейшая задержка из-за ожидания ДПС просто не представляется возможной. Этот фактор так же на руку мошенникам, для них проще «развести» такого человека. Впрочем, как и в дождливую ночь на тёмном участке дороги в безлюдном месте.
Как и вся концепция, их организационная структура незатейлива и по своему обыкновению проста. Как правило «подстав-бригады» осуществляют контроль на транспортных магистралях или их определенных участках. Мошенники делятся на несколько отрядов или групп, каждая из таких групп действует строго на своем отрезке дороги. Отряды, в свою очередь, делятся на «экипажи» по 2-4 человека – водителя и так называемых «разводил» (какова их роль вполне очевидно). Водители в таких группах настоящие асы – по-просту, выполнение точного маневра требует филигранности и специфического водительского мастерства. Вот и получается, что от встреч с вымогателями никто не застрахован, ни «чайники», ни водители со стажем.
«Трудовые будни» преступников не отличается особой роскошью или лёгкостью. Отдых проходит в недорогих придорожных кафе, гостиницах и так далее. Если вы, увидите около такого заведения сразу несколько «скучающих» иномарок со следами недавней аварии и небрежным ремонтом, то скорее всего – это автомобили мошенников.
«Клиенты»
Заработок вымогателей напрямую зависит от правильного выбора своей жертвы — далеко не каждый автовладелец хочет стать «спонсором» для бандитов с дороги.
Практически вне зоны риска водители, во владении которых новые и престижные иномарки. Также мало шансов у владельцев новых автомобилей отечественного производства с тонированными стеклами – в большинстве своём, подставщики ребята не рисковые и не зная кто и в каком составе едет в «машине-жертве», предпринимать попыток действий не станут. Подставляться под автомобили, в салоне которых несколько человек, мошенники тоже не станут – свидетели подставы им не нужны, да и «разводить» одного водителя удобнее.
Женщины, скорее всего тоже не станут жертвой подставы, во всяком случае, со стороны профессионалов. Зачастую дамы начинают вести себя крайне неадекватно, лить слезы, кричать и привлекать много внимания, абсолютно каждая звонит мужу или кому бы то ни было — знакомым и покровителям, а ведь среди этой группы людей могут оказаться весьма авторитетные личности.
В зоне риска неопытные водители и любители разговоров по мобильному телефону. «Лёгкие деньги» для вымогателей – это водитель со знаком «У» на стекле, такого легче «подставить», а недостаток опыта в вождении может стать основополагающим аргументом против него же. Кроме того, очень многое зависит от вашей манеры вождения и общего поведения на дороге. Если присмотреться к любому транспортному потоку, то очень быстро можно заметить потенциальных «клиентов» авто-подставщиков – беспечно прыгающих из ряда в ряд, непонятно куда спешащих хамов и так далее.
Популярные автомобили у преступников – это свежие «LADA» 8-ой и 9-ой модели, относительно недорогие иномарки и некоторые другие модели, то есть по представлению бандитов – это транспортные средства, владельцы которых, неплохо и достаточно обеспечены для того, чтобы расплатиться на месте, но и не настолько круты для того, чтобы дать им равновесный отпор.
Лучше всего опять-таки по представлению жуликов, в роли «спонсора» брать этакого типичного представителя среднего класса – например, законопослушный, при деньгах, и крайне не желающий никаких «проблем» клерк. Автомобиль у него современный, новый, однако не самый дорогой, в частности седаны типа: «Nissan Primera», «Nissan Maxima»; «Opel Vectra»; «Peugeot 406», «Volkswagen Passat» или реже «Bora».
Варианты подставы
Схемы отъема денег, за уже почти 2 десятилетия, отработаны до верха мастерства, и механизм инсценировки дорожно-транспортного происшествия может быть совершенно разным и непредсказуемым.
Один из вариантов, видео: Разбор автоподставы
Например, могут просто притереть «по синусоиде»: водитель спокойно себе едет в своем ряду, не сворачивая и не виляя, но его все равно аккуратно притирают. Как правило, такие подставы практикуют там, где у жуликов заранее спланировано ДТП. В таком месте уже стоят заранее подготовленные свидетели, которые настойчиво будут утверждать, что именно вы ехали нарушая все мыслимые и немыслимые правила. Скорее всего там же «дежурят» и купленные сотрудники ГИБДД. Другой вариант, видео: Попытка подставы
Подставляют и там, где маневрирование на автомобиле требует повышенной аккуратности от водителя: на перекрестках, круговом движении, на съездах с развязок и эстакад, выездах с второстепенных дорог и тому подобных местах.
Бывает и «грубый» способ подставы – потенциальную жертву догоняют, при обгоне подрезают и резко тормозят, естественно, что виноват тот, кто сзади. Если вы не успели затормозить, то будьте уверенны, на вас будут стараться повесить абсолютно все повреждения, которые были и не были.
Совсем редко, встречается: на уклоне, в пробке на Вас начинает скатываться впереди стоящий автомобиль. Сигналить не имеет смысла, после удара идут претензии. Самыми распространенными способами являются, следующие:
«Автомобильный дуэт».
1. Потенциальный «спонсор» двигается в крайнем левом ряде, сзади догоняет страшно спешащий «Мерседес», плотно прижимается к корме и настойчиво сигнализирует клаксоном и дальним светом, в общем всячески указывает на свою важность и необходимость его пропустить. Согласитесь, что в этом случае логика любого нормального водителя заключается в том, чтобы немедленно уступить — «от греха подальше». Без «задней мысли», жертва начинает перестроение вправо и как раз в этот момент как будто из-под земли возникает ещё один автомобиль, на который вы не обратили внимания в силу того, что он ехал в другой полосе и поодаль от вас. Либо он просто держался в вашей «мёртвой зоне» обзора, выключенное дорожное освещение, выключенные габариты, сильный дождь и так далее — естественно, что столкновения не избежать. Сгоняющий автомобиль уезжает (достаточно далеко, чтобы Вы о нём забыли), а вы остаетесь с «невинно пострадавшими» крепкими молодыми парнями.
2. Относительно свободная дорога, двигаясь по левому ряду на скорости, жертва мошенников догоняет «чайника» который вяло ползёт и упорно отказывается уступать путь. Водитель «машины-жертвы» делает манёвр для перестроения вправо, а там уже поджидает автомобиль-перехватчик.
3. Есть и более сложные схемы: жертва подставы двигается в среднем ряде. Справа двигается «автомобиль-подстава», слева держится – сгоняющий автомобиль (дорогой респектабельный седан — возможность столкновения с которым отбрасывается любым здравомыслящим водителем). В таком порядке они едут какое-то время пока «сгоняющий» не делает резкий манёвр в сторону потенциальной жертвы. Как и в первом случае срабатывает рефлекс, чтобы избежать ДТП водитель уходит от контакта вправо. В итоге водитель, которого «разводят» въезжает в левый борт «машины-подставы». По всем правилам дорожного движения в аварии виноват водитель «автомобиля-жертвы». Тем временем «сгоняющий автомобиль» скрывается, естественно его номерные знаки не читаются.
«Одиночники»
1. «Машина-подстава» пристраивается сзади, по правому борту, не показывая никаких намерений приближаться, и ждет момента, то есть перестроения в правый ряд. Соблюдая ПДД, «спонсор» заблаговременно предупредит о своём намерении перестроиться, подставщик дает понять, что пропускает его. Но как только водитель начинает маневрировать, автомобиль «подставы» быстро ускоряется, подставляя своё левое крыло. Для лучшей инсценировки и больших шансов на успех такого ДТП мошенники выбирают темное время суток, сумерки, ненастную погоду, автомобиль тёмных цветов и едет только с габаритными огнями.
2. Автомобиль «жертвы» пытается перестроиться из среднего ряда или крайнего левого, в этот момент машину подсекают справа. Как правило, сразу же после, следуют возмущённые сигналы клаксона яркая иллюминация из дальнего света и габаритов, это тоже часть театрализованного действа, рассчитанная не столько на привлечение внимания «жертвы», сколько на внимание возможных свидетелей.
Это далеко не полный список возможных схем и приёмов мошенничества, но его достаточно, чтобы уловить общий принцип специально спровоцированных ДТП, и результат у таких аварий один – после вроде бы легкого касания у «потерпевшего автомобиля» обнаруживается бесконечный ряд механических повреждений направленных только на, то, чтобы по сути Вас обворовать.
Кто виновник?..
После подставы возможны две ситуации исхода:
1. – когда «бортанули» не сильно, и вина участников ДТП не очевидна. В таком случае, если у вас получилось вызвать ДПС, то обычно мошенники наскоро уезжают. Однако даже при таком варианте развития событий необходимо дождаться сотрудников ГИБДД и составить протокол с внесением всех повреждений автомобиля. Бывают моменты, когда жулики после отъезда подставляемого возвращались на место ДТП уже со своими инспекторами ДПС, а после, на «законных основаниях» взыскивали не малые денежные суммы. Помните, что страховка гражданской ответственности в таком случае не поможет, так как, вы покинули место ДТП, в таких ситуациях страховые компании отказывают в каких-либо выплатах.
2. – когда подстава прошла на отлично, в таком случае, будьте уверенны вымогатели просто так не уедут, даже если у вас страховка гражданской ответственности.
Тем не менее, застрахованный водитель при встрече с мошенниками может чувствовать и вести себя более уверенно.
Как бы то ни было, в любом случае, вызывайте ДПС ГИБДД сразу после дорожно-транспортного происшествия и исключительно сами. Нужно понимать, что если полицию вызовут вымогатели, то не сомневайтесь, что испектора ДПС будут либо купленные, либо вообще не настоящие и «развод» только усилется. «Лжегаишники» вместе с моменниками будут пресинговать вас и давить настаивая на наличном рассчёте прямо на месте. Всегда требуйте составления протокола, и не забудьте убедиться, что это сотрудник ДПС, а не «оборотень в погонах».
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ:
ГУ ГИБДД МВД РФ: 101000, Мясницкая ул. 3, тел.+7(495) 222-68-31
Телефон доверия ГУВД г. Москвы: +7(495) 250-98-10
О взяточничестве и коррупции звонить: +7(495) 200-39-29
Контрольно-профилактический отдел УГИБДД ГУВД г. Москвы: +7(495) 208-78-56
Управление собственной безопасности ГУВД МВД России: +7(495) 200-90-81, +7(495) 200-89-36
УГИБДД ГУВД г. Москвы:103473, Садовая самотечная ул., 1 • Дежурная часть — +7(495) 924-31-17 • Канцелярия — +7(495) 923-93-19 • Телефонная консультация — +7(495)923-33-90 Справочная — +7(495) 923-49-09 • Специальный полк ДПС (по адресу УГИБДД) — +7(495) 924-31-17
УГИБДД Московской области:109028, Дурасовский пер., 11, тел. +7(495) 288-81-71